Театр Книги «Сказочная гостиница»

Духовно-нравственное воспитание детей и подростков всегда было и остаётся приоритетным для библиотек. Одним из эффективных методов работы в данном направлении является театрализованная деятельность. Ведь именно через неё ребёнок может приобрести тот самый необходимый ему опыт осознания себя как личности, способной правильно оценить ту или иную жизненную ситуацию и принять верное решение.
В. А. Сухомлинский говорил: «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству».
Таким образом, многие библиотеки, в том числе и Подосиновская районная детская библиотека, успешно применяют такую интересную форму работы как Театр книги.
Начиная с 70-х годов прошлого века, элементы инсценировок, мини-спектаклей, театрализованных действий всегда присутствовали в массовой работе библиотеки. Ребята с удовольствием участвовали в сценках под руководством Ларисы Игоревны Бетехтиной, Галины Сергеевны Кулькевич, Ольги Николаевны Залесовой, Марины Валерьевны Мохиной, Елены Николаевны Коневой.

1990 г. Участники кукольного кружка «Теремок»

В начале 90-х годов Лариса Игоревна Бетехтина организовала кукольный театр «Теремок». Основная цель его была – сформировать любовь к чтению, книге через театральную деятельность, раскрыть творческие способности детей, привлечь читателей в библиотеку.
Ребята готовили представления по мотивам русских народных сказок, по произведениям А. М. Горького, В. Драгунского, Н. Носова и многих других.
В январе 1995 года в библиотеке состоялось открытие театрального кружка «Сказочная гостиница». Третьеклассники, воспитанники Ольги Николаевны Боровской (в настоящее время – Труфакиной), под руководством Ларисы Игоревны Бетехтиной подготовили инсценировки сказок «Про крючок и пятачок» и «Колосок».
В 2001 году кружок был преобразован и получил название «Окно радости». В репертуаре его стало много постановок экологической направленности.
В течение долгого времени юные артисты показывали небольшие спектакли и по мотивам русских народных сказок
В 2008 году библиотечному театру было возвращено прежнее название «Сказочная гостиница». А руководителем стала Елена Николаевна Конева.
Ребят, желающих проявить свои творческие способности, становилось всё больше, поэтому было сформировано два состава участников. Учащиеся начальных классов готовили яркие красочные представления по мотивам русских народных сказок, а старшеклассники представляли на суд зрителей инсценировки по произведениям писателей-классиков
Без поддержки родителей, замечательных талантливых педагогов, помогающих раскрыть творческие способности своих учеников, не появились бы интересные, полюбившиеся и запомнившиеся читателям и зрителям постановки. Так, тесное сотрудничество библиотеки с учителем русского языка и литературы Подосиновской средней школы Валентиной Павловной Скобёлкиной, в то время классным руководителем 7-а класса, помогло привлечь очень активных и творческих ребят к подготовке совместного мероприятия, каким стал литературный вечер «Посмеёмся вместе с Чеховым». В нём приняли участие не только семиклассники, но и их родители. Были подготовлены инсценировки двух коротких юмористических рассказов А. Чехова «Лошадиная фамилия» и «Радость».
В 2011 году на литературно-музыкальном вечере «Мечта разыскивает путь», посвящённом творчеству А. Грина в библиотеке состоялась премьера сказки-феерии «Алые паруса».Игра юных актёров и исполненная ими под гитару песня с одноимённым названием, перенесли всех присутствующих в удивительный мир мечты, романтики и высоких чувств (на фотографии участники премьерного спектакля.) До конца своей учёбы в школе ребята с удовольствием оказывали помощь библиотеке в проведении мероприятий.
Особую роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения играет изучение истории малой родины, творчества писателей-земляков, инсценировки по произведениям, которых постоянно включаются в репертуар театра книги.
Театрализованные представления по произведениям Тамары Копаневой, Владимира Морозова, Аркадия Филёва, Владимира Тендрякова посмотрели читатели и гости не только нашей библиотеки., Юные артисты театра книги принимали участие в районном литературном вечере, посвящённом 100-летнему юбилею Аркадия Филёва на сцене районного Дома культуры, на межрегиональном фестивале «Славяне Поюжья», на районных Тендряковских днях литературы.

2016 г. На сцене районного дома культуры – инсценировка из сказки Т. Копаневой «Тайна добра или Как не стать Бабой Ягой»

Инсценировку отрывка из книги «Демьяново поле» А. Филёва ребята показали в Подосиновской средней школе на открытом уроке, прошедшем в рамках окружного методического объединения учителей начальных классов Северо-западного образовательного округа.
Музыкальные композиции о Великой Отечественной войне открывают театрализованными представлениям Неделю детской книги, летнюю школьную площадку, для учащихся начальных классов Подосиновской средней школы и воспитанников детских садов устраивают весёлые новогодние представления. Участники театра выступают в стенах Подосиновской и Демьяновской средних школ, на сцене районного Дома культуры.
Духовно-нравственное воспитание неизбежно соприкасается и с экологическим воспитанием, конечная цель которого – формирование нравственно-экологической культуры детей и подростков.
Доходчиво и ненавязчиво сформировать экологическое сознание, ценностное отношение к природе, окружающей среде – цель районного фестиваля экологических программ «Травинке каждой другом будь», (организатор – районный Дом культуры). Ежегодно участники Театра книги Подосиновской районной библиотеки представляют зрителям программы по данной тематике, включающие в себя инсценировки произведения или отрывки из них писателей-натуралистов, а также стихи и песни о природе.
В настоящее время в обновлённой модельной библиотеке появился зал-трансформер, где установлена сцена с занавесом и ширма для кукольного театра. Эти преобразования способствуют созданию благоприятной атмосферы для работы и привлечения детей к театральной деятельности. У талантливых детей появилось больше возможностей для творчества.
В 2021 году в «Сказочной гостинице» вновь сформировано два состава участников. Первые свои шаги в театральном творчестве сделали первоклассники, показав юным читателям интерактивное кукольное представление «В гостях у Незнайки и Мудрой Совы». Четвероклассники весёлыми и яркими программами порадовали зрителей на Неделе детской книги и летней школьной площадке.
Каждому выступлению предшествует большая подготовительная работа: репетиции, создание декораций, пошив костюмов, выбор музыки.
Без поддержки родителей, бабушек не было замечательных представлений. Родные и близкие люди помогают изготовлять костюмы, декорации, учат с детьми тексты, поддерживают в любых начинаниях. Такая совместная деятельность способствуют расширению кругозора, как детей, так и родителей, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.
Вот как отзывается о деятельности Театра книги Швецова Ирина Юрьевна, педагог дошкольного образования:
«Мне было очень приятно, когда моя внучка Саша стала участницей библиотечного театра книги. Я не мыслю своей жизни без чтения, поэтому очень рада, что таким образом дети могут приобщиться к миру книг, а значит, расширить свой кругозор. Во время весенних школьных каникул посмотрела театрализованное представление «В стране сказок» и получила огромное удовольствие от спектакля. Хочется отметить то, что благодаря такой деятельности дети стали более раскрепощёнными, уверенными в себе, развивается их словарный запас, совершенствуется дикция».
Сотрудники библиотеки постоянно ищут новые формы работы с читателями, в том числе и в театральном творчестве. Уже несколько лет существует проект «Сказки из чемодана». Это спектакли небольшого формата, реквизит к которому помещается в одном чемодане. Ведь в основном это бумажные куклы. С такими спектаклями удобно переезжать в любой населённый пункт, выходить на представления в любую аудиторию. Премьера проекта состоялась в 2019 году во время общероссийской ежегодной акции «Ночь искусств». Зрителями премьерного показа стали дошкольники из детских садов райцентра и учащиеся 1А класса Подосиновской средней школы. Они посмотрели авторскую, вятскую сказку Ивана Ярополова “Кикиморская гора”. По окончании все зрители могли заглянуть в чемодан и поиграть декорациями. Такие кукольные спектакли библиотекари и сами ребята часто показывают на уроках литературного краеведения при изучении творчества вятских писателей: В. Морозова, И. Ярополова и других.
Постановка из проекта «Сказки из чемодана» в 2016 году по мотивам произведения «Кот Семён» (на фото) архангельского писателя Дениса Макурина была представлена на районный конкурс кукольных театров «Сказы Поюжья», организованным Подосиновским Домом ремёсел. Библиотека стала Лауреатом II степени в номинации «Новые сказки Севера». Очень неожиданно и приятно было узнать то, что сам автор выложил на своей страничке ВКонтакте видео с постановкой и пожелал коллективу библиотеки удачи в конкурсе.Театр теней, как форма визуального искусства, так же помогает разнообразить библиотечные мероприятия. Любая история, представленная на контрасте света и тени, превращается в захватывающее зрелище. Театр теней не требует сложных декораций. Для его организации нужны три элемента: экран, источник света и актёры – теневые фигуры. Ну и, конечно, интересные произведения для постановки и фантазия тех, кто управляет актёрами
Истории для представлений театра теней могут быть подобраны совершенно разные по содержанию: от весёлых незатейливых сюжетов до серьёзных произведений, затрагивающих важные темы.
В 2020 году к Дню Победы были сняты и выложены на страничке библиотеки в социальной сети «ВКонтакте» видеоролики с театральными постановками в формате теневого театра по произведениям: Л. Кассиль «Памятник советскому солдату», К. Паустовский «Похождения жука-носорога», С. Алексеев «Мишка». Цель – повысить читательский спрос на книги о войне, поддержать интерес к таким произведениям, способствовать сохранению памяти о войне, формированию патриотических чувств.
Вовлечение детей в театральную деятельность даёт, несомненно, положительные результаты:
• Участвуя в постановках, дети учатся сочувствовать и сопереживать персонажам, ставить себя на их место, а также вникать в разыгрываемые события.
• Ребята расширяют кругозор, получают новые знания об окружающем их мире, который раскрывается во всём многообразии через различные звуки, образы, краски, а чётко сформулированные вопросы заставляют их задуматься, анализировать. Всё это способствует развитию их умственных способностей и душевных качеств.
• С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.
• Во время совместной работы над спектаклем, а это репетиции, изготовление костюмов и декораций, дети чувствуют себя частью коллектива, объединённого общей целью, что способствует развитию чувства коллективизма, ответственности друг за друга.
• Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение всегда имеет нравственную направленность, затрагивающие такие понятия как дружба, доброта, честность, смелость и другие.
• Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.
Для того, чтобы более эффективно выстроить работу по организации театрализованной деятельности в библиотеке, было проведено анкетирование среди читателей на страничке библиотеки в социальной сети ВКонтакте.
Все респонденты на вопрос о нужности театрализованных представлений в библиотеке дали утвердительный ответ, большинство хотели бы сами участвовать в инсценировках, очень радует и тот факт, что наряду с развлекательными представлениями опрашиваемые хотели бы посмотреть инсценировки на основе серьёзных произведений. Предпочтительнее из перечисленных видов театра оказались живая игра актёров и кукольный театр «Сказки из чемодана».
Обратная связь с нашими читателями очень важна для дальнейшей работы библиотеки, чтобы понимать, в каком направлении двигаться дальше, какие формы творчества интересны нашим зрителям.
Таким образом, библиотечный театр книги – эффективная творческая форма работы для расширения читательской аудитории, продвижения книги и чтения среди детей и подростков. Она способствует приобщению ребёнка к духовным ценностям, обогащает его культурную жизнь, помогает формированию нравственной модели поведения в современном обществе.

Использованные источники:
1. Александрова, Л. Волшебные каникулы [Текст] /Л. Александрова // Знамя. – 1994. – 11 января. – С. 2.
2. Власова, Н. Окно радости [Текст] / Н. Власова // Знамя. – 2003. – 31 мая. – С. 3.
3. Звездочётова, Н. Жить в гармонии с природой [Текст] /
Н. Звездочётова // Знамя. – 2002. – 4 июня. – С. 4.
4.  Гордость библиотеки – её читатели [Текст] // Знамя. – 2011. – 12 июля. – С. 3.
5. Курдюмова, Т. Детство длиною в 75 лет [Текст] /Т. Курдюмова // Знамя. – 1999. – 10 июня. – С. 4.
6. Русанова, Н. Открытие гостиницы [Текст] / Н. Русанова // Знамя. – 1995. – 7 февраля. – С. 2.
7. Кулькевич, Г. С. Воспоминания ветерана библиотечного дела.
8. URL: https://moluch.ru/archive/
9. URL: https://nsportal.ru/
10. URL: https://view.officeapps.live.com/

«Театрализованная деятельность в библиотеке как элемент духовно-нравственного воспитания»
Выступление на X Подосиновских духовно-нравственных чтениях  Подосиновской районной детской библиотеки Коневой Е. Н., 2021 год

Поделись с друзьями и сохрани кнопку
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook

Обсуждение закрыто.