Нина Николаевна Булдакова

Родилась в 1944 году в лесном поселке Вохомский Карюг на границе трёх областей: Костромской, Вологодской и Кировской. В 1961 году окончила Нижне-Енангскую среднюю школу, в 1965 – физико-математический факультет Вологодского пединститута. Два года работала учителем математики в Великоустюгском районе, затем 39 лет в вечерней и средней школах в поселке Демьяново. Печаталась на страницах районной газеты «Знамя», в литературном альманахе «Звезда Поюжья».
Ушла из жизни 5 августа 2021 года.

ВОСПОМИНАНИЯ НЕОТЛИЧНИКА
Недавно жена попросила разобрать книги, тетради, занимавшие целую полку в шкафу, и выбросить то, что уже не нужно. Надо так надо. Разобрал и при этом нашёл старую записную книжку. Это был каким-то чудом сохранившийся мой секретный дневник.
Начало дневника относилось к пятому и шестому классам. Почти все девчонки в то время были увлечены ведением альбомов, которые тщательно скрывали от мальчишек. Но нам иногда удавалось их прочитать. Там, конечно, про дружбу, любовь, о нарядах, причёсках и тому подобном. Иногда попадались и умные записи, и хорошие стихи, а так – больше девчоночья ерунда. Но меня заинтересовало, что в одном дневнике очень интересно рассказывалось о классных делах, о книгах, мелькали высказывания умных людей. И я решил тоже завести дневник – не дневник, а как бы летопись знаменательных школьных событий, где я принимал участие или был свидетелем.
Чтобы никто не понял, о чём книжка, я записывал только тему события, так как думал, что и этого достаточно, чтобы всё это запомнилось на всю жизнь. И вот сейчас раскрыл дневник, и многие истории вспомнились. Правда, не в хронологическом порядке, то есть, может быть, одна история из восьмого класса, другая – из пятого, а следующая вообще непонятно из какого.
Вспоминаю и думаю: вот ругали нас учителя, да, видно, мало ругали. Заслуживали мы гораздо больше упрёков и наказаний. Это уж сейчас я понимаю, когда свои короеды подрастают и приходится терпеть и удивляться, как ещё учителя относились ко всем нам по-доброму.
Ладно, вернёмся к дневнику.

ДРОВА
Начну, пожалуй, с той истории, которая произошла где-то в четвёртом классе. Мы тогда на продлёнке читали с воспитателем книгу А. П. Гайдара «Тимур и его команда». Более того, нам понравилось, как тимуровцы тайно убирали дрова.
Вот и нам представился такой случай. Наши разведчики узнали, что в ЗПД (зона пионерского действия) одной пожилой женщине привезли расколотые дрова, целую машину, а уложить их в дровяник у неё не находилось времени.
Во вторник после уроков сходили домой, переоделись и пошли по нужному адресу. Удивительно, что пришёл дружно весь класс, и работали даже без отдыха. Все дрова сложили в поленницы в сарае и пошли домой, оставив одного добровольца, Серёгу, в качестве наблюдателя за реакцией хозяйки на нашу работу.
Валентина Петровна ещё издалека увидела, что дрова, сваленные на улице у калитки, исчезли, и лишь несколько щепочек напоминали о том, что они тут лежали. Женщина почти бегом поспешила к дому, огляделась вокруг, потом всплеснула руками и закричала:
– Украли! Средь бела дня украли! Что же это такое?! И на улице-то никого нет, спросить бы. Может быть, кто-нибудь видел?
Затем она пошла к крыльцу, потрогала на двери замок, заглянула в окошечко в сени. Дом закрыт. Ничего не сломано. Обошла вокруг дома. Всё в порядке. Решила заглянуть в сарай, в дровяник. Несколько минут она была там. Потом с растерянным видом вышла, подняла голову к небу и несколько раз перекрестилась.
На её лице было написано такое удивление, что наш разведчик не выдержал, засмеялся, выскочил из своей засады и рванул домой.
На другой день в школе он в лицах изобразил то, что наблюдал вчера. Ребята были очень довольны. Позднее такое проделывали ещё не раз. Но то, первое «тайное» дело, ещё долго вспоминали.

ЛЁН
Как-то больше запомнились не учебные дела, а трудовые, когда всем классом выполняли какие-то задания.
С четвёртого по шестой класс, в основном, помогали совхозу в уборке картошки, а начиная с седьмого и до окончания школы «шли на лён». Ходили вязать его из рядков. Это уже не тот лён, что оставался на полях после теребления, а тот, который вылежался и был готов к переработке на льнозаводе. Этот урожай мы должны были собрать, связать в снопы и сложить в кладки.
Был уже октябрь, начало подмораживать, и на земле кое-где лежал тонкий слой снега. После уроков нас на тракторных санях отвезли на Байкалово. Девчонки работали как могли, а парни – кто как хотел. Руки сильно мёрзли даже в перчатках. Но никто не возмущался, тем более, агрономша пообещала оплатить эту работу по количеству связанных снопов.
Учителя тоже вязали лён и ещё вели учёт сделанного. Частенько на поле раздавались возмущённые крики – это парни таскали снопы у девчонок.
Обратно домой, конечно, добирались пешком. Байкаловская гора довольно крутая. Кто-то на самом верху поскользнулся, плюхнулся на спину и под гору съехал на своей куртке – они были болоньевые, на холоде затвердевали и служили не хуже санок. Что тут началось! Большинство ребят, одетое в такие же куртки, через пять минут было у подножия крутой горы. У кого другая одежда, использовали друзей, съезжая «бутербродом». А там по ровному месту да с хорошим настроением и до дому недалеко.
Интересно, что учителя тоже от нас не отставали. Двое из них, у кого не было курток, ещё долго спускались с горы, так и не догнав авангард. А «бутербродом» ехать не захотели.

Ф.И.О.
Мне кажется, что эту историю я не забуду никогда. Это, наверное, потому, что Ф.И.О. частенько встречается при заполнении каких-то анкет, тестов и т. д.
Итак, всем классом пришла пора идти в рентген-кабинет на флюорографию. Наша классная записывала данные, а врач делал снимки. Всё шло своим чередом, пока не подошла очередь Сашки.
– Фамилия?
– Редькин.
– Имя?
– Саша.
– Александр, значит?
– Ага.
– Отчество?
– А это что такое?
– Твоего папу как зовут?
– Редькин.
– А мама его как зовёт?
– Батько.
– А бабушка как его называет?
– Когда сынок, когда парень.
– А как соседи называют отца?
– Генкой.
– Значит, ты Геннадьевич?
– Не знаю. Как скажете.
– Запомни, Александр Геннадьевич.
– Да понял я, понял. А ребята меня тоже так должны звать?
– Не сейчас, попозднее.
Врач, слушая этот диалог, сел мимо стула и потом долго не мог встать с пола – от смеха не держали ноги.
Хорошо, что девчонки не слышали этот разговор. Среди них были такие ехиды, что наш Сашка так бы и пошёл в жизнь с 12 лет Александром Геннадьевичем, не знающим своего отчества.

ЩЁТКА
У нас вдруг образовался свободный урок – заболел учитель. Мы обрадовались. Нет, не тому, что учитель заболел, а тому, что у нас оказался свободный урок и как раз перед физикой. Сейчас сможем и задачки, нерешённые дома, списать, и к следующим урокам задания повторить, и в столовую сходить.
Не тут-то было. Зашла классная и объявила, что это «окно» будет заменено другим уроком, так как у одной учительницы тоже было «окно». Мы погрустнели: свободы лишились, да и учительницу эту не особо жаловали.
Быстро переглянувшись, пристроили над дверью щётку, которой мели пол в классе. Она обязательно свалится на голову входящего.
Звонок! Слышны шаги. И вдруг все поняли, что это шаги не того учителя, которого ждали, а нашей классной. Но было уже поздно. Дверь открылась, и щётка исправно выполнила своё назначение. Все остолбенели – что-то будет. Классная, ни слова не сказав, повернулась и ушла.
Минут пять стояла тишина. Несколько человек хихикнули. На них все так посмотрели, что они тут же прижались. Потом встала староста, подошла к столу и сказала, что те, кто пристроил щётку, должны пойти к классной, извиниться и всё объяснить. Но парни решительно отказались и предложили идти в учительскую активу класса.
Какая в учительской была беседа, я не знаю. Но на другой день перед приходом классной на урок весь класс стоял, опустив голову. Учительница поблагодарила «умников» за то, что оставили в живых, и добавила: «В следующий раз заодно со щёткой прикрепляйте и ведро с водой».
В школе так никто ничего и не узнал. Хвастаться-то было особенно нечем.

ПОРТРЕТ
После окончания школы прошло уже немало годков. Стали забываться не всегда гладкие отношения с некоторыми учителями, ведь я никогда не был примерным учеником. Но об этом учителе я, да и все, кто имел счастье учиться у этого педагога, всегда вспоминали только хорошее. Я имею в виду Анатолия Михайловича, преподававшего рисование и черчение. Хотя эти предметы не относились к основным, но на его уроках мы учились получать знания не только по ним, но и по другим – истории, литературе, биологии. Учились уважению к людям, ориентированию в жизненных ситуациях, взаимоотношениям, учились жизни. На его уроки мы все шли с радостью. Никто не хотел их пропускать, зная, что там тебя встретят доброта, участие и очень интересные истории.
Начинается урок. Тишина. Учитель спрашивает, всё ли приготовили нужное к работе и предлагает взять на столе линейку, бумагу, карандаш, если кто-то забыл это принести из дома. Названа тема урока, идёт объяснение и выполнение задания.
Во время этой работы Анатолий Михайлович находил время рассказать истории из прочитанных им книг, зачастую – с продолжением на нескольких уроках. Он не просто рассказывал, но изображал в лицах, меняя тембр голоса и мимику. Мы были на уроке как в театре.
Анатолий Михайлович подходил к каждому ученику, поправлял рисунки, тихонько объяснял, как лучше сделать. Некоторые ребята специально ломали грифель карандаша, чтобы лишний раз обратиться к учителю, поговорить с ним, так как его улыбка и добрый взгляд согревали. Своим перочинным ножиком Анатолий Михайлович чинил карандаши всем, кто к нему обращался.
Особенно мне запомнился урок по теме «Автопортрет». Нужно было принести зеркальце и, вглядываясь в него, написать свой портрет. Разрешалось даже пользоваться своей фотографией или рисовать себя таким, каким видишь через несколько лет.
Я зеркало принес. И так увлекся автопортретом, что даже не заметил, как Анатолий Михайлович подошел ко мне. Он похвалил меня, потом взял мою руку с карандашом в свою и несколько минут водил моей рукой по бумаге. Рука у него была сильная и теплая.
Прикосновения эти помнятся до сих пор, такая у Анатолия Михайловича была энергетика.
В конце урока мы сдали свои работы на проверку. Все получили отличные оценки. Интересно, что одни пятерки были большими, по сантиметру высотой, другие раза в два меньше, третьи – еще меньше. Мы все уже знали, что это значит.
Я храню свой автопортрет до сих пор. Ещё запомнилось, как на уроках черчения Анатолий Михайлович изображал окружность без всякого циркуля, а мы потом с помощью этого инструмента убеждались в точности построения.

КРОКОДИЛ
Вспоминается один товарищ. Конечно, он не один такой был во всей-то школе, но в нашем классе такая личность была единственной. Звали его Вася. К нам он прибыл в седьмом классе. В первый день ничем особым не отличился за исключением того, что после третьего урока мы его в школе больше не видели.
Во второй день, после того как дежурный открыл дверь класса, Вася издалека бросил свой видавший виды портфель в дверной проём, не обращая внимания на то, что на пути движения были одноклассники. Портфель исправно пролетел полкласса, задев по пути двух или трёх учеников.
Вася поднял свой изрядно потрёпанный портфельчик и сел на первую парту среднего ряда, вытянув в проход свои некороткие ноги. Прежние хозяева парты противиться Васиному вторжению не решились.
Встать при входе учителя в класс Вася не смог: пока он разбирал свои руки-ноги, учитель уже объявил тему урока.
Весь урок Вася «дублировал» выступления учеников и учителя. Вначале нам было смешно, а потом стало надоедать. То же самое повторилось и на других уроках – бормотанье, выкрики, хихиканье, а потом и свободный уход из школы.
Многие учителя не знали, что делать с этим индивидуумом. Его оценки по всем предметам были неудовлетворительными. Учительница биологии Надежда Николаевна один раз сумела оставить Васю после урока в кабинете. О чём там велась беседа, мы не знали. Но потом догадались, так как на следующем уроке биологии произошло чудо. Вася сел на последнюю парту, достал из своей торбы какую-то книгу и долго не очень громко что-то бормотал, почти не мешая классу. За семь-десять минут до конца урока Надежда Николаевна сказала, что Вася приготовил очень важное дополнение к изучаемой теме, выслушаем его. Все затихли.
Вася важно прошёл к кафедре и сказал, обращаясь к учительнице:
– Я, это, про червяков не хочу рассказывать. Ну их нафиг! Лучше про крокодилов.
И начал говорить. Тогда я запомнил из его рассказа, что у крокодилов четырёхкамерное сердце, что есть такой вид – кайманы – длиной до десяти метров, и что они могут проглотить человека живьём.
Прозвенел звонок с урока. Вася говорил и говорил. Никто не шелохнулся. Наконец, оратор затих и пошёл на своё место.
Надежда Николаевна сказала:
– Вася, ты молодец! Но «пять» поставить не могу, потому как твоё выступление не совсем по изучаемой теме. Но «четыре» ты заслужил!
Урок закончился. Все вышли из класса, а Вася остался. Мы уже поняли, для чего.
На уроке химии Лидия Ивановна сделала по примеру Надежды Николаевны следующее: принесла в кабинет из библиотеки несколько книг по занимательной химии и не только.
И Вася, забросив свою многострадальную торбу в кабинет, шёл к полке с книгами, выбирая себе одну или две, садился за парту и читал. В классе теперь только изредка с Васиного места обитания доносилось какое-нибудь восклицание типа «офигеть» или негромкое хихиканье. И на уроках химии ему тоже отводилось время для выступления.
Потом Вася из школы ушёл. Но все мы надолго запомнили его доклады по биологии и химии.

Поделись с друзьями и сохрани кнопку
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook

Обсуждение закрыто.