Выступление на XII Подосиновских духовно-нравственных чтениях.
Дорогие друзья! Я хочу представить вам уникальное по содержанию материалов издание – сборник «Кичменгский край», в подзаголовке «Материалы Глубоковских чтений». Это издание Кичменгско-Городецкого краеведческого музея Вологодской области.
Увидели свет уже шесть выпусков. Первый был издан в 2008 году и назывался «Глубоковские чтения. Сборник докладов». Со второго выпуска называется, как было сказано выше – «Кичменгский край». С этого же выпуска у издания есть главный редактор – это кандидат исторических наук С. А. Гладких, учёный секретарь Котласского краеведческого музея и рецензенты – доктора и кандидаты наук. С 3 выпуска в сборнике два раздела: «История и культура Кичменгско-Городецкого района» и «История и культура Поюжья». Тираж издания 300 экз. С полным правом издание можно считать научно-популярным.
В сборниках богато представлен материал о разных сторонах жизни Кичменгско-Городецкого района, районов Поюжья, в т. ч. Подосиновского, в разные исторические периоды. Приятно, что среди авторов встречаются и подосиновляне.
Издание Кичменгско-Городецкого музея – это своего рода дополнительный информационный ресурс по истории Подосиновского района.
Обо всём, что есть в издании по истории района, рассказать пока не представляется возможным. Это большой массив информации (если быть точным – 30). Я сделаю попытку рассказать о материалах, касающихся подосиновских священников, пострадавших за веру.
Все выпуски сборника нам предоставили коллеги-библиотекари из Кичменгского Городка. За это им наша благодарность. При получении сборники просматриваются и материалы, касающиеся района, расписываются в краеведческую картотеку и некоторые из них будут отражены в электронном каталоге. Сопоставлять имена священников со страниц материалов из Кичменгского Городка и священников, пострадавших за веру в Подосиновском районе, тщательно начала после издания сборника «Хотелось бы всех поимённо назвать…» в 2018 году.
В первом выпуске из работы Владимира Анатольевича Наволоцкого «Родословная династии священнослужителей Кузнецовых» узнаём, что священномученик Николай Киприянович Кузнецов, священник Утмановской Михайло-Архангельской из деревни Федюнинской Городецкой волости, который был расстрелян по свидетельствам очевидцев 24 сентябре1918 года вместе с Н. Н. Поддъяковым и В. И. Усовым, происходил из старинной священнической семьи Кузнецовых. И что прадед его Гавриил Яковлевич (1790 г.р. в другой статье В. Наволоцкий указывает год рождения 1792) с 1823 года 15 лет занимал приход в Пушемской Михайло-Архангельской церкви. Этот приход был на территории современного села Октябрь Подосиновского городского поселения, сменившего своё старинное название Пушемское, Михайло-Архангельское (первое упоминание относится к 1751 году) на революционное после событий 1917 года.
Во втором выпуске издания в 2012 году опубликована статья В. А. Наволоцкого, продолжающая тему семьи Кузнецовых. Это статья «Родословная Наволоцких и Кузнецовых: исследование родословной как метод изучения истории родного края.
В четвёртом выпуске исследователь продолжает тему семьи Наволоцких-Кузнецовых в статье «Протоиерей Иоанн Гаврилович Кузнецов – первый редактор «Вологодских епархиальных ведомостей».
В этом же выпуске (4) в работе Ивана Усова на то время (2008 год) учащегося Нижнеенангской средней школы в статье «Легенды о церквях Кичменгско-Городецкого района» приведена подробная история Михайло-Архангельского храма в деревне Федюнинской, той, где служил Николай Киприянович Кузнецов.
В статье В. Наволоцкого «Родословная династии священнослужителей Кузнецовых» в 1 выпуске Глубоковских чтений встречаем фамилию ещё одного пастыря, пострадавшего за веру сто пять лет назад. История семьи Автонома Петровича Головкова, который с 1914 года служил в Троицком храме села Шолга. Подробно об Автономе Петровиче Головкове этот автор пишет в работе «Священники Головковы на первой мировой войне», опубликованной четвёртом выпуске.
В первом же выпуске в работе Ангелины Дурягиной (на то время учащейся Косковской средней школы) «Из истории Георгиевского храма», посвящённой истории храма в селе Косково, встречается фамилия священника Попова из села Шолга. Автор работы приводит свидетельство того, как настоятель храма в селе Косково Николай Михайлович Круглов ездил в село Шолга сватом к Ларисе Андреевне Поповой. Далее достаточно подробно приводится рассказ о совместной жизни Николая Михайловича Круглова и его жены матушки Ларисы Андреевны.
Можно отметить, что в 4 выпуск краеведческого сборника вошла статья Александра Витальевича Дежнёва, бакалавра истории Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета г. Москва «Взаимоотношения в семье сельского священнослужителя Вологодской губернии конца XIX – начала XX века (на примере семьи о. Н. Круглова). В основу работы легли «Воспоминания», написанные сыном Николая Михайловича Круглова Ливерием Николаевичем.
Шестой выпуск сборника включает в себя доклады, прозвучавшие на 11 и 12 Глубоковских чтениях в 2021 и 2022 гг. Из 19 докладов семь включают в себя материалы, так или иначе отражающие историю Подосиновского района. Здесь опубликована, в т. ч., работа председателя ПОИРК Т. Г. Курдюмовой о Подосиновской пристани и развитии торговли по реке Юг в XIX веке.
В работе Татьяны Константиновны Карандашевой кандидата географических наук, доцента, ведущего специалиста Арктического и Антарктического научно-исследовательского института из Вологды «Соученики Николая Глубоковского по Никольскому духовному училищу, служившие по духовному ведомству» встречаем имя Прокопия Михайловича Попова. Наряду с будущим доктором богословия Николаем Глубоковским Прокопий Попов назван лучшим студентом Вологодской семинарии. Далее автор статьи достаточно подробно излагает жизненный путь священника Троицкой церкви села Шолга, законоучителя, организатора библиотеки в1890 году и первого библиотекаря в Шолге, в 2000 году, причисленного к лику святых Прокопия Михайловича Попова.
Среди соучеников Глубоковского автор статьи также называет уроженца села Шолга, сына псаломщика храма в этом селе Александра Яхлакова Иннокентия Яхлакова. Служил в церкви родного села с 1912 года. После гибели в 1918 году Прокопия Попова стал настоятелем Троицкого храма. В 1930 году был обвинён в «контрреволюционной агитации и участии в контрреволюционной группировке церковников» и выслан на 6 лет. Через 2 года был признан невиновным и освобождён.
В статье также рассказывается о Василии Попове, соученике Глубоковского по Никольскому училищу, который позднее непродолжительное время служил диаконом в Утмановской Николаевской церкви.
Таким образом, при внимательном чтении и даже изучении и сопоставлении материалов из различных источников по одной и той же теме, можно открыть для себя много нового по истории малой родины. Все выпуски краеведческого сборника «Кичменгский край» заслуживают того, чтобы из читали и изучали.
Боровская Н. А., заместитель директора